ГлавнаяНовости → Первый рейс «Сапсана»

Первый рейс «Сапсана»

article829.jpg

Первый «Сапсан», который вышел в первый рейс 17 декабря 2009 года, вели машинист Алексей Максимов и его помощник Андрей Коваль. Они дали старт принципиально новому опыту работы железных дорог. На них смотрела вся страна, а на презентации поезда в декабре 2008 года в кабину пришёл Владимир Путин, который в то время занимал пост председателя Правительства РФ.

Спустя 10 лет Алексей Максимов и Андрей Коваль встречаются там, где всё начиналось, в депо Металлострой. Они вспоминают, как фотографировались тогда.

– Ты с другой стороны стоял, – со смехом говорит Алексей Максимов. Мужчины меняются местами, чтобы воссоздать те первые кадры.

Сейчас депо, на путях которого стоят «Сапсаны» и рядом с которым вырос огромный цех по их обслуживанию и ремонту, воспринимается как обыденность.

– А тогда, – говорит Алексей Максимов, – мне просто сказали: «Ты поведёшь первый поезд», – и я согласился. Не было мандража, потому что школа была хорошая. Когда я только начинал ездить, машинисты-наставники учили: «Ты, главное, не мандражируй. Сделай своё дело – и всё будет хорошо». Так и получилось.

Вместе с первыми локомотивными бригадами, которые повели «Сапсаны», Алексей Максимов пришёл с поезда ЭР-200. На нём Алексей отработал 15 лет. Принимал участие в испытаниях «Сокола», обкатывал «Сапсан».

– На испытаниях «Сапсана» мы выжимали из него 290 км/ч. Это были удивительные ощущения, ведь когда поезд разгоняется свыше 250 км/ч, получается эффект полёта. Будто не по рельсам едешь, а по воздуху, – рассказывает Алексей Максимов.

Вместе с обкаткой «Сапсана» локомотивные бригады, по сути, создавали и писали первые инструкции к нему: все тонкости вождения, возможные неисправности надо было зафиксировать для себя и тех, кто поведёт этот поезд.

А как это сделать, если такого опыта у наших локомотивных бригад ещё не было?

Трудностей добавлял и элементарный языковой барьер. Когда первые «Сапсаны» пришли в депо, из специалистов Siemens по-русски говорили только несколько человек. С остальными нужно было как-то объясняться.

– Мы язык фактически так и учили – в процессе работы. Любознательность помогла. Когда в 2009 году пришли поезда и происходила пусконаладка, русскоговорящих работников Siemens было всего двое. А всего представителей этой компании было 20, надо было общаться с ними. Так в процессе работы и учил язык, – вспоминает Андрей Коваль. – Не всегда же переводчик был рядом, а важные моменты надо было узнавать и решать сиюминутно. И неизвестно, как переводчик переведёт, особенно через двойной перевод, с немецкого языка на английский и с английского на русский. А тут ещё и технических терминов много. Поэтому мы, когда слышали новое слово, подходили к главному конструктору или ведущему инженеру и спрашивали, что оно означает.

Андрей говорит, что в опыте вождения «Сапсана», написании инструкций к нему очень пригодилась сама специфика работы наших локомотивных бригад, привычка понимать новый подвижной состав до каждого винтика.

– У нас такой менталитет, – дополняет Алексей Максимов. – В Европе машинисты больше как обслуживающий персонал, они глубоко не вникают в техническую часть. Случилась неисправность – встали и пьют кофе. А на российских железных дорогах машинист – это последнее звено, которое может исправить там, где недоглядели другие, и тем самым предотвратить беду. Мы, машинисты, это всегда понимали».

Всего, как известно, не предусмотришь. Даже в той первой поездке всё же произошло непредвиденное.

– Хорошо запомнил момент в том первом рейсе, когда мы должны были разгоняться до 250 км/ч. И как в кабину зашла делегация посмотреть на это. Случилось так, что стекло начало покрываться инеем с внутренней стороны, не справились и обгорев лобового стекла, и климатическая установка. Видимость снаружи затруднена, а надо же разгоняться. Я стал вытирать стекло, – рассказывает Андрей Коваль.

Алексей и Андрей утверждают, что самая удачная поездка – это когда ты не запомнил её. Значит, всё прошло гладко. Впрочем, иногда воспоминания машинистов не о плохом, а скорее об очень необычных случаях.

– Когда была презентация поезда на Московском вокзале (в декабре 2008 года. – Ред.), я стоял в кабине. Помню, попросил расчёску, взял, поворачиваюсь, а передо мной Владимир Путин стоит. Я предложил ему сесть в кресло машиниста, а он говорит: «Нет, это ваше рабочее место», садится в кресло помощника и говорит: «Рассказывайте». Я начал рассказывать, что к чему в «Сапсане». Очень он оказался неравнодушный человек, с таким живым интересом отнёсся. Не было штампованного общения, всё расспрашивал. Это меня впечатлило. Он ушёл, но буквально через пару секунд вернулся, пожал руку и поздравил с наступающим Новым годом. Мне приятны эти воспоминания, – говорит Алексей Максимов.

Буквально через год после запуска «Сапсана» помощник машиниста Андрей Коваль стал уже машинистом. Говорит, лучшим обучением для него стал личный пример Алексея Максимова, ну и, конечно, своего труда приложил немало. Уже в 2015 году Андрей стал машинистом первого класса и вскоре повёл поезд один.

– В голове сначала не укладывалось – как так, нет помощника, он не подскажет, не присмотрит. Чисто психологически было сложно. Мы же привыкли к тому, что всегда рядом помощник, а тут ты ведёшь поезд один и за всё отвечаешь сам, – говорит Андрей Коваль.

Любопытно то, что Алексея Максимова и Андрея Коваля судьба периодически сводила. Ещё до начала эксплуатации «Сапсана» они встречались в качестве единой локомотивной бригады в электричках. У них даже жизненный выбор чем-то схож. Так, однажды Алексей зашёл в товарную контору на станции Любань, где встретил будущую жену Олю. Сегодня она работает начальником вокзала Тосно. А Андрей встретил свою судьбу в лице юрисконсульта Марины, работавшей в депо, где она сейчас также ведущий специалист.

– Мы на дороге ведь часть жизни проводим, находим и жён, и друзей. Вообще, самые верные друзья встречаются именно среди машинистов. Они по своей природе надёжные люди, на них можно положиться, – говорит Алексей Максимов.

Стоя возле «Сапсана», Алексей и Андрей рассуждают о том, что будет дальше. Андрей Коваль хочет попробовать себя в качестве машиниста-инструктора. Алексей Максимов говорит о том, что скоро в депо придут новые «Сапсаны». Словом, работа будет. И как успели пролететь эти 10 лет, ни один из них не понимает – кажется, первый поезд вели буквально вчера.

У машинистов «Сапсана» сложный график, они почти всегда на работе, может, поэтому время для них летит так быстро, как этот скоростной поезд. В этот момент мимо нас проходит машинист «Сапсана», которому выходить в рейс. Он говорит:

«У нас такой график, что когда меня сейчас спрашивают, сколько осталось до Нового года, я отвечаю:

«С моим графиком секунды две!»

Алексей Максимов и Андрей Коваль смеются и согласно ему кивают.

Комментарии (0)

Ваш будет первым!